Изобразив в начале сего моего сочинения славное Вашего Превосходительства имя думаю, что я оному придал тем больше важности и украшения. В таком чаянии не воображал я себе ни природных Вaшего Превосходительства дарований, ни отменных дел: довольным для себя счел одного рачения, на благосостояние обществ, Вашему правлению подлежащих, полагаемаго. Споспешествуя намерениям премудрыя МОНАРХИНИ, и исполняя ревностно ЕЯ повеления, вводите в них суды и расправы, Самодержавною ЕЯ рукою начертанныя, и как для общаго, так и личнаго блага узаконяемыя, со особливым благоразумием и искренним доброжелательством, и препоясав себя неусыпною бодрственностию, храните оныя, яко драгоценный залог, в moчнoй силе и надлежащем порядке. Мне не нужно искать сея истинны дальних доказательств; свидетельствует o ней сей самый город о котором я в моем сочинении предлагаю. Праведно изявляли жители онаго пред лицем Вашего повереннаго свое удовольствие, которым они Mатеpи Оmечества одолжены за призрение их места обитания, и приносили Вашему Превосходительству свою благодарность за усердное доставление толикаго ЕЯ к cебе благоволения.
Я же, как член сего общества, желал чувствие моих сограждан больше обнаружить, дерзнул посвятить сей малый мой труд Вашему Превосходительству, в том разсуждении, что никому столько не свойственно знать сего города и округа бывшия и нынешния излишества и недостатки, как о оных верховному начальнику и рачетелю. Ибо, сколько сей город ныне ни мал и не славен, в разсуждении прочих городов, но не смотря на оное, было в нем довольно достопамятностей. Оный с начала находился вольным, по том имел собственных удельных Князей, а на конец отдался во власть Российских Государей. Во все оное время случались в нем разныя перемены и произшествия. Он претерпевал несколько разнападения неприятельския и опустошения и имел удачныя битвы и другия действия. Словом сказать, что он был некогда совсем в ином состоянии, нежели в каком теперь находится. В протчем не должно думать, якобы здесь все его приключения изображены. Ибо ни достаточных летописей и других свидетельств, ни времени, котораго большую часть должен был я употреблять на мое звание, не доставало мне к совершенному и полному оных собранию. Однако при всем том могут оне не малое подать сведение о точности сего города. Taким образом мое оградив пред приятие смею себя ласкать, что Вашему Превосходительству не будет неугоден таковый мой труд, который, естьли удостоите благосклоннаго Вашего приятия, почту за величайшее в жизни моей cчacmиe, пребывая с отменным высокопочитанием и преданностию,
МИЛОСТИВЫЙ ГОСУДАРЬ! Вашего Превосходительства В Торопце, Апреля І3 дня 1778 года.
нижайший слуга и всегдашний Богомолец
священиик Петр Иродионов.
Собрав разныя известия, до истории моего города надлежащия, за нужное почел я разделить оныя на три главы. В сей первой предлагаю я о его древности. Ибо нельзя сумневаться, что оный из самых древних городов в России, хотя совсем неизвестно, когда и кем он построен. Но то неоспоримо, что оный прежде крещениия Владимирова был уже в цветущем состоянии. Древния Российския летописи, о достопамятных произшествиях и переменах в нем бывших упоминающия, хотя не объявляют ни о его начале, ни о распространении: однако из примечания и до нас дошедшаго слуха можно с немалою вероятностию заключить, что первые жители онаго города состояли из язычников и идолопоклонников. Они собравшись из разных мест Славянския земли, и поселясь в помянутом городе, составляли сперва некоторый род республики, управляемы будучи старшинами в народе; потом имели они собственных удельных князей, как будет видно из, второй главы; а на конец самодержавным Российским государям, так как и прочих городов жители, покорились во всеподданство.
Вышепомянутое мнение кажется мне тем доказательнее, чем больше примечаю я здесь застарелых мнений, древних обычаев и других обстоятельств.
1. Ha всех сторонах онаго города находятся горы нарочито окопанныя и положениием отличныя, на которых прежде сего рос великой и высокой лес. Жители употребляли оной на хоромное строение и другия потребы. Из чего видно, что в древния времена были на них построены кумирницы, где приносили жертвы идолам, и оным поклонялись; от чего, думаю, и до ныне называются оне поклонными.
2. При начатии свадеб, взлазя на высокия места, пели в недавных годах песни, призывая на помощь Ладу, Леню, Лелю, Полелю и прочих. К венчанию водили невесту странньм образом, в большой бобровой шапке, треухом называемом, и в красных сапогах. Малые дети ловя cmpeказу, называли ее богом, и прочая.
3. Простые люди делают и ныне некоторыя примечания, издревле употребляемыя. Напр. на праздник Рождества с. Иоанна Предтечи стерегут восхождения солнца за тем, якобы оно того утра хорошо играет; скачут чрез огонь и крапиву; приходя к церквам, слушают у замка церковнаго; ищут кладов, и упоминают в песнях имена древних богов. На другой день, по сле праздника Рождества Христова, начинаются здесь ночныя посиделки Cyбботками называемыя, на которых девицы одна выше другой садятся в избах на подмостках с возженными пред собою свечами, и расположась таким образом, поют песни, древним Славянским богам приличныя. B воскресные и праздничные дни собираются оныя летом на дворе, а зимою пред воротами, и поют песни, закрыв покрывалом лицо; куда приходит довольно молодых людей, и разговаривают с ними без всякого зазору. Сие сборище называют здесь танцами.
4. Мнение мое не мало тем подтверждается, что преподобный Исаакий, котораго мощи в Киевских пещерах почивают, прежде монашества назывался Чернь, каковаго имени ни в месяцословах, ни между Християнами не находится; да и из жития его видно, что он вскоре после крещения Владимирова, то есть 1016 года, раздав все свое богатство нищим, пришел из Торопца в Киев, и там постригшись, преставился 1077 года. По чему не льзя сказать чтобы он в младых летах мог роздать свое имение нищим, дойти до Киева, и вступить в монашество. Следственно, что он родился еще тогда, как оный город находился в язычестве. Думают не которые из здешних жителей, якобы преподобный Исаакий был родом другаго города, именем сему подобнаго: но такое их мнение весьма неправо и предосудительно, поелику оное от незнания истории происходит. Ибо ни в Российских, ни в иностранных Летописях и Землеописаниях не упоминается ни о каком другом городе, равнаго имени. По чему должно за истинну признать, что рождение и воспитание преподобный Исаакий имел в сем Торопце городе, который прежде сего был по ту сторону реки Торопы, где ныне земляной вал и другие останки его видны. Оный то назывался Кривит, а высокая гора, напротив его лежащая, Малым Городищем, как видно из писцовой грамоты Димитрия Воекова.
Хотя же в историях именно не упоминается о времени, в которое оный город принял Християнство: но надобно думать, что оное последовало в 990 году, когда Епископ Иоаким, по повелению св. Князя Владимира в Новегороде разорив кумирницы , и сокрушив идолы, ввел в оной Христову веру. C сего времени, говорю, или не много после онаго начал Toропец в числе Християнских городов считаться, сохраня вышепоказанные языческиe обряды и поведение, как бы для доказательства бывшаго своего неразумия и заблуждения.
До времен Князя Андрея Юрьевича Боголюбскаго, Торопец, как и другие многие города, имел темныя известия; а во время его княжения был он уже велик и многолюден. Оный князь Андрей разгневався на великий Новгород, послал сына своего Романа со всею своею силою, при помощи других 72 князей и народов, между коими находились тогда и Торопчане, как республиканцы, а не под княжескою властию. О сем пишется так же и в великой Минеи митрополита Макария Ноября 27 дня, где воспоминается о чудеси в великом Новегороде тогда случившемся, от образа пресвятыя Богородицы Знамения 1169 года.
В таком вольном состоянии находился Торопец до тех пор, пока удельные князья начали оным обладать. Первый из oных был Мстислав Мстиславичь, а другой Давыд, брат Владимиров.
1210 года услышав Торопецкий князь, Мстислав Мстиславичь, что великий Князь Владимирский и Новгородский Димитрий Всеволод Юрьевичь послал сына своего князя Константина с братиями против него к Торжку, принял путь с войском в Новгород, а оттуда возвратился в Торопец в свою область.Во время eго владения 1212 года был оклеветан первойнадесят Епископ Новгородской Митрофан Новгородцами и посадниками и не дав ему оправдаться, лишен престола, и сослан в заточение в Торопец; а на место его выбран был Инок Антоний Хутынский, который из Царя града принес часть гроба Господня.
После Князя Мстислава настал в Toропце князь Давыд, брат Владимира князя Новгородскаго, и в 1214 году ходил он с Торопчаны на помочь князю Мстиславу, когда оный воевал с Чудью на Северу, и чрез Чудскую землю к морю прошед, рaзорил области их и села, и взял Осеки, а на конец остановившись под городом их Воробейном, Чудь ему покорилась, и дала довольную дань: по чему все оное войско со многою добычею и богатством возвратилось в свои земли.
1225 года Торопецкий. Князь Давыд убит от Литвы на сражении когда они воевали, собравшись в седми сысячах, на Новгродския области около Торжку, и Торопецким Владением овладели; Русские же Князья, Ярослав Всеволодовичь пришедши из Ярославля, Владимир с Новоторжцы и с малым числом Новогородцев, и Toропчане с ними соединившись, за Литвою погнались в след, и настигнув их вскоре, и на Выте реке в бой вступя, две тысячи убили, Князя их в полон взяли, пленников своих Русских, захваченных около Торопца, Смоленска и Полоцка, отбили, и на свои жилища возвратили.
После сей преславной победы князь Ярослав пришедши в Новгород, за то, что не послушались Новгородцы, и не погнались за Литвою, посадил на княжение Новгородское сына своего Александра, который будучи во Орде как возвратился оттуда с честию: то многие под державу его собрались, в том числе и Торопчане.
1239 года он же Ярослав в городе Toропце сына своего Князя Александра Ярославича, (который после назван Невским) свадьбу торжественно отправил; взяв ему в жену дочь князя Полоцкаго Брячислава, которая, как сказывают, принесла с собою образ Пресвятыя Богородицы Ефесския, и оставила оный в Торопце, где и ныне находится в Богородичном соборе, почитаем чудотворным, и проименован Корсунским.
После покорения великим Князем Александром всех окрестных своих врагов, усиловался весьма язык Литовский, начал нападать на области его и многия пакости делать. Услышав о сем Александр, вышел противу их, и победил на семи ратях явным полевым боем близ Торопца. Множество воевод Литовских побил, а иных переловив привел с собою. По сем 1245 года опять Литва завоевала Торжок и Бежецк, и на возвратном пути в свою землю, великий Князь Александр вскоре собравшись, погнал за ними, и настигнув их паки у Торопца, наголову поразил. Восемь воевод Литовских в полон взял, пленных своих Русских отбил и возвратил, а за убежавшими воинами послал избранных из своего воинства. Ему тогда так победить удалось, что ни одна нога не ушла. На возвратном пути в Новгород встретился он еще с другою партиею, и в сражение встуил, победил и oную. 1500 года великаго Князя Московскаго Иоанна (Тимофея) Васильевича бояра и воеводы, Юрья Захарьевичь и Даниил Васильевичь Щеня, из прежде отнятых Русских городов осенью, Пушивль и Дорогобуж и другие, в том числе и Торопец, взяли обратно под власть великаго Князя.
1537 года Апреля 19 дня, повелением великаго Князя Иоанна Васильевича, во время державствования его всем Русским царством с материю своею Еленою, в Торопецкой области построен город Велиж, из котораго посылал он воевод своих в Литовския земли воевать. Оные пришедши, у Витепска посады пожгли, и многия волости и села Литовския завоевав и многих людей в полон взяв, вышли oттуда с великим богатством без всякаго урона здравы и невредимы.
После насильнаго пострижения Царя Василия Ивановича Шуйскаго, то есть после 1606 года, в лютое оное время, когда междуусобная война, разбойничество, и нашествие Поляков и Шведов, под видом вспомогательства, весьма утомили Россию, была взята Москва лестию короля Сигизмунда, разоряема и опустошаема, и сын его Владислав был избран на Царство, один из Польских воевод Гетман и канцлер Литовский Лев (Александр) начав от нижняго Новгорода даже до Topoпца, на пути лежащие Российские города, разорял огнем и мечем, и пришед с воинством своим в двенадцати тысячах под Торопец, ополчился в селе Конищеве, и стоял там седмь дней, посылая к городу вестников своих, уговаривать затворившихся в деревянном остроге жителей, из коих носящих тогда оружие, не более тысячи мужей находилось, чтобы здали город без сопротивления: но граждане, хотя и в толь малом числе были, однако ему в том отказали, боясь их суровства, и затворившись накрепко в остароге, где ныне старое городище, непрестанныя возсылали со слезами к Богу молитвы, пред чудотворною Богородичною иконою, и чудотворца Николая в его обители. Гетман же Литовский, видя непреклонность Торопчан, приступил со всеоружием и воинством к острогу, в намерении завладеть оным: но вместо того столь сильно от них поражен, что убитыми телами градской ров и поле наполнено было; а Гетман объят будучи страхом отступил от города за реку Торопу, и скрылся там за горами во рвах. Граждане же увидев свое избавление от Ляхов, начали во всех церквах возсылать Господу Богу благодарение со звоном. Неприятели такое торжество и звон слыша, устрашились, и побежали дорогою к Великим Лукам; а по том при Опочке претерпев конечное поражение, едва со стом оставшихся конных возвратились с великим уроном и безчестием в Польские свои пределы.
Сия над Литвою победа приписывается пособию Богоматери и Чудотворца Николая, коих иконы и по ныне в великом почтении находятся. Первая из них стоит в соборе, а другая в Николаевской церкве, где прежде был монастырь.
1617 года в царство Царя Михаила Федоровича приходили на Торопецкия места козаки украинскиие, Запорожские и иной сброд, и так собравшись жгли все, грабили и опустошали.
В сем же году Торопецкие посадские люди, за бывшее заступление и избавление их города чудотворною иконою, Корсунскою именуемою, от нахождения Литовскаго, дали по обещанию в священническое владение старой посад, за Егорьевскими воротами состоящий.
1619 года осматривали город Василий Волынский и подьячий Алексей Крепотов. После их осмотру много из города убыло посадских людей, кои по разным местам разошлись oт дороговизны хлеба и городских поделок, и так не мало дворов запустело.
Можно из сего разуметь, сколь славен и многолюден был в прежния времена город Торопец, когда считался независимым, и как имел собственных удельных Князей. Не мало тогда было удачных сражений и знатных действий: но как он близь Польской и Литовской границы состоял; то всегда прежде прочих претерпевал тяжчайшия нападения, безпокойства, разорения и опустошения, наипаче же после 1362 года, при Князе Димитрии Донском, кoгда князь Олгерд Литовский, в Витепские княживший, опустошал крайне многие порубежные города. Сей город, яко самый ближний к Витепску, едва не до осноВания был разорен. Спасшиеся бегством, или из плену возвратившиеся граждане, как после жатвы класы, хотя паки начали собираться, но были весьма слабы и немноголюдны, как видно из последняго действия с Литвою, после коего из стараго онаго города, которой ныне старым городищем именуют, для лучшей безопасности от нападения неприятельскаго, переселились на другую сторону реки Торопы, и основали город над озером, Соломино именуемым, на острову до всех сторон водою окруженном, окопав его земляным валом, и поставив по оному стоячий острог и башни, а подле его зарубили тарасами на пять сот сажен. За рекою около посаду сделали стоячий же острог на шесть сот седмдесят пять сажен, и провели вокруг онаго два канала. Первой от реки Торопы, которой водою ея всегда наполнялся; а другой от речки УКЛЕИНКИ к речке Смородинке, за коими ныне состоит седмь слобод: Киселевка, Выгон, Бегальщина, Разлой, Замельницкая, Пещанка, и Архангельская. Во оных же прежде сего содержалось седмь кожевенных заводов.
В таком состоянии находился сей город, как оной по указу вышепомянутаго Царя и Великаго Князя Михаила Федоровича, и отца его, Святейшаго Патриарха Филapeта Никитича, 1627 и 1623 годов, описывал Димитрий Евфимовичь Воеков, да подьячий Федор Протопопов, и нашел сверьх того в городе 108 домов, в том числе государевы и воеводский находились, два собора, и 3 церкви. На посаде два монастыря мужеских: Николаевской и Небин. В первом 33 монаха и игумен с 2-мя священниками и диаконом; в другом же всех 5 человек находилось. Один девичиий. В нем 80 стариц и игумения. Седмь церквей приходских, священно и церковнослужительских домов 24, разных чинов 200 с небольшим числом, посадских и торговых людей 68, да еще посадских же и всяких людей 84, под соседников и захребетников, бобылей и воротников 96 человек, и того 248 человек.
1651 года, когда Царь Алексей Михайловичь отложившихся Псковичан принуждал военною рукою к здаче и послушанию, было побито в то время несколько человек из Торопчан, которых имена записаны в Синодике, в Николаевской церкве обретающемся.
1671 года произведен первым соборным протопопом Борисоглебской священник Гавриил; а прежде, как видно, в Торопце оных не бывало.
1698 года, когда Царь Петр Алексеевичь, будучи в разных государствах, вознамерился итти во Италию: но получив ведомость в Вене, о новом домашнем мятеже и бунте, принужден скоро возвратиться в свое отечество, и имея путь свой чрез Польшу, проезжал чрез Торопец. При входе Его Величества в сей город встретился с ним здешний Купец Федор Туфонов, у старых кузниц, коему от Него повелено было, вести Его Величество в свой дом, из коего по малом отдохновении изволил отъехать в Москву. Сей купец по тому, уповательно, был Его Величеству приметен, что Он в Преображенском приказе освободил его от розысков, по некоторому на него от сотоварища его показанию.
1706 года, Марта 17 дня, Он же Царь Петр Алексеевичь проезжал нечаянно паки чрез Торопец. О сем услыша, собралось вдруг множество людей, которые прихода Его Величества с несказанною радостью ожидали. Его Величество, въехав сюда Егорьевскими воротами, приказал остано виться против соборной Богородицкой церкви. При вступлении в оную встретил Его Величество Троицкаго Небина монастыря Архимандрит Герман, со всем градским священством, со святым крестом и кадилами, и вшедши в церковь начал молебствие празднику Ваий, в той день случившемуся, по тому, что Его Величество изволил уже слушать литургию в погосте Бенцах. Во время отправления онаго, за многолюдством и теснотою стоял Его Величество с певчими на правом крилосе. В сие же время Торопецкой ратуши бургомистр Гаврила Туфонов чрез Торопецкаго же, тогда бывшаго коменданта, Антония Алексеева докладывал государю, что наряженные от города для подставы ямщики с лошадьми укрылись в Стрелецкой слободе, откуда он сам собою, опасаясь стрельцов, которые их защищают, и нередко в городе многия наглости причиняют, сыскать не в состоянии был. По чему Его Царское Величество приказал коменданту Алексееву послать по них команду, которою они того же часа сысканы, и к должности своей доставлены. По окончании молебна, соизволил Его Величество итти в воеводской дом к помянутому коменданту для обеденнаго кушанья. После стола объезжал и осматривал местоположение города, примечая удобство к новому укреплению онаго, а по том изволил посетить дом объявленнаго бургомистра Tyфонова, и как по угощении выступил из покоев, то вышереченный Архимандрит со всеми духовными поднес на дворе образ Пресвятыя Богородицы Корсунския, а у ворот одна старуха, купеческая вдова, упала к ногам Его Величества, слезно прося о распечатании ея дому. Государь выслушав ея прозбу, спрашивал о ней у коменданта Алексеева, который объявил: ета дe старуха мать тех двух бpamoв, Торопецких купцов, Сергея дa Василья Мукиных, кои по некоторому важному делу взяты в Преображенской приказ, а дом их п пожитки арестованы и запечатаны. По сему от Его Величества повелено было коменданту в самом скором времени дом оныя вдовы распечатать и пожитки отдать. По сем седши в возок поехал в Великия Луки, а с дороги прислал господина Плещеeвa с объявлениием всем гражданам Своего Царскаго благоволения, и для взятия коменданта Алексеева к Себе, по дошедшим на него многим жалобам, которой везен будучи под арестом неподалеку от своей отчины, упросил завести себя в оную, и там скоропостижно умер.
1711 года, месяца Октября, по прошению Архимандрита Дионисия с градским духовенством, коменданта Филиппа Мусарскаго и бургомистра Василиия Туфонова со всем купечеством, из Киевопечерской Лавры уделена немалая часть святых мощей преподобнаго Исаакия, Затворника Печерскаго, бывшаго здешняго гражданина. Оная часть принесена в Торопец Декабря 16 дня Kyдина монастыря игуменом Иосифом, сдругими шестью частями разных святых Печерских, и положена в Благовещенской церкве, где и ныне обретается.
1738 года, Октября 3 дня, был на посаде великой пожар. Загорелось в Егорьевском переулке, в доме купца Тимофея Свечникова, близь рынку. Обгорело церквей каменных две: Архангельская и Ильинская, выгорело внутри три: Воскресенская, Спаская и Рожественская, что в девичьем монастыре; а обывательских домов сгорело 480, и деревянная Пятницкая церковь.
1742 года, Маия 3 числа, был на посаде же другой большой пожар близ улицы Горки. В сей пожар сгорело 3 церкви, Казанская, Николаевская и Благовещенская с Исакиевскою, а обывательских домов 580, и в них седмь человек. Оный пожар простирался до слободы Мельницы да и во оной слободе не мало домов погорело.
1748 года привезена Торопецким купцом Петром Абаконовым из Киевопечерской Лавры помянутаго святаго Исаакия старая Рака, над коею ныне поставлена реченная часть его мощей.
1758 года Маия 15 дня был еще на посаде не малой пожар, в большой Московской улице. Оный начался от домов Ивана Tyфонова и Алексея Зверева, от чего выгорело церквей, Успенская и Воскресенская, огорели Архангельская, Пятницкая, Ильинская, Рожественская, Спаская; а сгорело обывательских домов 530 и одна женщина. Во время сего пожара такой сильной и жестокой ветер был, что оным чрез озеро пренесены были большия искры, от коих вдруг два завода, там стоящих, со всеми вещьми без всякаго остатку сгорели. Пожар же продолжался от 12 часу по полуночи до осмаго часа по полудни.
1763 года, Генваря 23 дня, призжал в Торопец преосвященный Парфений, Епи-скоп Смоленский и Дорогобужский, для осмотрениия духовенства, яко к его епархии принадлежащаго. Февраля 9 дня в неделю православия совершал он литургию в Богородицком соборе, и отправлял обыкновенную церемонию православия, которой в сем городе, как и архиерея, никогда прежде сего не бывало.
1764 года, Апреля 16 дня, в пяток на Святой неделе, умножившаясь в Уклеине озере вода, тамошней пруд, и другие три, ниже онаго стоящие, прорвав, некоторые домы, за последнею плотиною находящееся, затопила на три четверти аршина, и столь сильное течение имела, что плотины до основания разрушила, двух человек, в лодке тогда ехавших, затопила, и озера Соломино и Заликовье, до самых брегов возмутила, что не можно было употреблять воды три дни.
1767 года, Августа 25 дня, приезжал в Торопец Его Превосходительство, Hoвогородской Губернатор, Яков Ефимовичь Сиверс, для осмотрения города и его правления. В бытность Его Превосходительства, на 28 число помянутаго месяца в ночи, случился здесь пожар, в слободе, называемой Разлой, которой, если бы Его Превосходительство присудствием своим и благоразумным распоряжением, жителей к утушению онаго не побуждал, мог бы городу большой вред причинить: однако при всем том сгорело тогда 19 обывательских домов.
1770 года, Июля 28 дня, был так же пожар на большой Московской улице, близ Успенской церкви. Оный начался от дому Ивана Находкина, и в короткое время превратил в пепел 12 обывательских домов.
1773 года июля 28 дня во 2 часу по полудни во время сильнаго дождя, зажгло здесь молниею на новопостроенной при Покровской церкви колокольне высокой шпиц, от котораго сгорели и другия две нижния крышки. Народ сколько ни силился утушать свирепость огня: однако мало в том успел. При чем верхним железным стыром убило одну женщину, несущую воду для заливания. В сей самой день и час в погосте Якшине, в 7 верстах от Торопца находящемся, сожгло молниею же главы и крышки на каменной церкве.
1776 года, Маия 10 дня, прибыл сюда для осмотрения правлений и благочиния EГО Сиятельство Белорусской Государев Наместник Граф Захар Григорьевичь Чернышев. На другой день изволил он слушать литургию в Покровской церкве. По окончании оной от тамошняго священника был приветствован краткою речью, на которую Его Сиятельство благосклонным образом отвечать изволил.
1777 года, июля 1 дня приезжал в Торопец Псковской губернии господин Губернатор Христофор Романовичь фон Нолкен, для осмотрения судебных мест и города, яко к его губернии надлежащего, а 2 числа быв в Покровской церкве и осматривав церковную утварь, изволил по том посетить ея Ктитора, или здателя, купца Торопецкаго, Якова Васильевича Туфонова, который к немалому сожалению многих людей и граждан, ему благоприятствовавших, скончался того же 1777 года Ноября 9 Дня. Сей знатной купец, с особливым вкусом и отменным великолепием по новой архитектуре помянутую церковь сооруживший, как по древности своего рода, так и по великому торгу, которой он сперва с Немцами и Голландцами, а по том со Англичанами и Китайцами на Кяхте щастливо производил, считался всегда между гражданами первым, и служил оным примером, показывая всевозможные услуги в обществе, и делая отечеству своею торговлею немалую прибыль и славу.
По предложении Исторических известий, до города Торопца касающихся, присовокупляю я к оным краткое описаниие нынешняго его с округом состояния, что бы узнав его упадки и врзращение, можно было соравнить нынешний его состав с бывшим.
Город Торопец с его округом состоит в Псковском Наместичестве, и лежит под 56°, 29', 43'' Северной широты, при реке Торопе, впадающей в Двину, разстоянием от Великих Лук 80, от Пскова 312, а от Москвы 467 верст. Должайший день бывает в нем 17 ч. 28 м. Он имеет местоположение изрядное и ровное, и во время лета безпрестанными ветpaми прохлаждаем, а зимою получает теплоту от вод, его окружающих. Воздух в нем посредственно свеж и здоров. Прежняя его крепость состоит на особливом острове, со всех сторон водою окруженном; но земляной ея вал почти совсем обвалился, и только видны малые следы древняго ея укрепления.
Оный же город не мало увеличивают и придают ему много красы каменныя церкви: ибо ни в городе, ни в предместии не находится ни одной деревянной церкви. Оных считается 16 , одна соборная; два монастыря, один мужеской, а другой женской, и 1З приходских, из коих за наилучшую и огромнейшую почитается по справедливости помянутая Покровская церковь. В ней находится два придела, и внутри знатно украшена живописью и щекотурною работою, снабдена хорошею церковною утварью и богатым священническим облачением. За городом на кладбище по правую сторону на Московской дороге построена вновь на каменном фундаменте деревянная церковь во имя Всех Святых. При помянутых же церквах обретается священно и церковнослужителей 65 человек.
Прим. В Новгородской Софейской Летописи упоминается под числом 69, яко бы находятся в Кудине, преждe сего бывшем монастыре, а ныне погостской приходской церкви, состоящей от Торопца в трех вepcmax, Преподобнаго Харитона, Игумена помянутаго бывшаго монастыря, мощи под слудом; но где оныя именно там в земле лежат, никто о том здесь обстоятельно не знает.
В сем городе находится домов 1206, из коих некоторые довольно хорошо выстроены. В оном же числе содержится палат каменных жилых 36, да для клажи 15. Расположение улиц не во многих местах занимает надлежащее пространство: но по большей части узки, и имеют деревянные мосты.
Жителей считается здесь мужеска пола 3254, женска 3884, обоего 7138. Оные по большой части средняго росту и крепкаго сложения, хотя умножившаясь роскошь не мало ослабила уже состав их тела; обходительны и учтивы; любят праздность и всякия веселости: по чему здесь много выдумано способов, которые их прихоти удовлетворяют. Летом в некоторые известные дни выходят они почти всем городом в поле, и гуляют там разным образом. У женскаго полу в великом презрении пьянство, и большаго дела не имеется, кроме попечения о исправлении домашней економии. Одеваются оне в Руское платье, и ходят покрывшись большими фатами. Девицы, когда из дому выходят, закрывают лицо покрывалом, и никогда без нужды не ходят в церковь.
Купечество имеет особливую склонность к торговле. Пред недавным временем производило оно знатной торг за границу, т. е. в Польше, Гданске, Кенигсберге и других городах, чрез который оно довольно было прославилось и обогатилось: однако слава его почти угасла, и торг его находится теперь в худом состоянии, кроме немногих купцов.
Ни в котором месте не находится в таком пренебрежении воспитание детей как в сем городе. Не многие отцы обучают здесь детей своих порядочному чтению и письму Российскому; иностранным же языкам и другим наукам и художествам не попускают они им или по своему неразумию, или по худым примерам и злоупотреблению, обучаться. По чему, пока их дети станут способными к торговле и другим промыслам, младыя их лета проходят в праздности, в детских забавах и бесполезных увеселениях, каковыя здесь нередко случаются.
Хлеб в сем городе не очень дорог, а особливо, когда привоз онаго бывает из других мест. В нем случается в году одна указная ярмонка, в Июле месяце, в пяток пред праздником Пророка Илии, на которую по большей части съезжаются крестьяне из ближних деревень с мелочным крестьянским товаром и рукоделием. Фабрик больших здесь нет, а содержатся в домах малые кожевенные заводы, и выделанныя на них козловыя и другия кожи отвозят в Петербург, Ригу и прочие города. Находятся здесь так жеразныя ремесла и рукоделия, которыя для общества необходимо нужными признаются.
Сей город водою довольно снабден и рыбою изобилен. Он вокруг себя имеет многия и великия озера и реки. Ближайшия к нему суть следующия: Соломина, Заликовье, Уклеино, Кудино, Куденец и Ясцы; реки Торола, Обжа, Уклеинка. В них ловится большими и малыми неводами, сетьми и другими мелкими припасами разная рыба: сомы, лещи, щуки, лини, караси, налимы, уклейка, угорцы, окуни, плотва, ерши, пискари, и прочая мелкая рыба. Не редко ловят так же шерашперов, лохов, судаков, голавлей, язей, малых лососей, раков, особливо весною. Около озер же и рек водятся много птиц, наипаче диких уток разных сортов. Рекою Торопою на плоскодонных судах отвозят многие из купцов разные товары в Польшу и Ригу. Оная река входит одним протоком в озеро Соломино, а исходит из него тремя: на озере же СОЛОМИНЕ находится довольно пустых островов, а в Уклеине, от жилья около версты состоящем, столь чиста и светла вода, что в двух и трех саженях видеть можно, что на дне онаго обретается. Оно длиною не больше двух верст, и течет из него речка Уклеинка, на которой четыре пруда с мельницами содержится.
В уезде, или округе сего города считается дворов 5501 а людей мужеска пола 22047, женска 22372, обоего 44419 человек. Церквей каменных 16, да недоделанных 9; деревянных 38, да недоделанных 4, всех 67. При них состоит священно и церковнослужителей 194 человека. Земля в нем местами глиновастая и болотная, а местами песчаная и каменистая. Дворян здесь богатых не много. Они мало упражняются в економии, а больше в обращении с соседными фамилиями. Крестьяне по большей части бедны и непроворны. Большая часть их деревень состоит на горах с худым распорядком. Земледельство у них производится без всякаго искуства. Они ни сбруи, к хлебопашеству потребной, ни лошадей не имеют хороших. Об огородных овощах не брегут, а хлеб родится у них следующий : пшеница, рожь, ячмень, овес, греча и горох. К содержанию пчел и снятию травы имеют выгодныя места, и леса довольно, как к хоромному строению, так и на другия потребы. Bо оном же водится множество птиц: дрозды, скворцы, соловьи, глухие тетеревы, журавли, рябчики, куропатки, бекасы, и другая дичина.
Городом и уездом правил прежде воевода с товарищем и секретарем: ныне учинен в нем Городничий и новыя присудственныя места. Я намерен описать здесь кратко оный вожделенный случай, яко к епохе сего города принадлежащий. Когда приспело время исполнить высочайший ЕЯ ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА указ, и открыть помянутое Псковское На местничество, на основании состоявшагося 1776 года Ноября 7 дня о учреждении для управления губерний ЕЯ же ВЕЛИЧЕСТВА Манифеста, был послан сюда поверенный от Его Превосходительства, правящаго должность Государева Наместника Тверскаго, Новгородскаго и Псковскаго, господина Генерала Порутчика и Кавалера Якова Ефимовича Сиверса, господин Статский Советник Федор Прокофьевич Созонов. Оный прибыв в сей город, открыл здесь, 1778 года Генваря 6 дня помянутыя присудственныя места, следующим образом. К Божественной литургии шло купечество и мещанство устроенным порядком в соборную Богородицкую церковь, где пред концем оныя говорена благочинным свя щенником Петром Успенским проповедь, сему знаменитому случаю приличная. По окончании же Божественной службы были читаны помянутыя ЕЯ ВЕЛИЧЕСТВА манифест и указ об открытии Псковскаго Наместничества; по том всем градским духовенством отправлялось молебствие со звоном и коленопреклонением о многолетном здравии ЕЯ ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА и Их Императорских Высочеств; а на конец по учиненной присяге господа присудствующие члены отведены были вышереченным господином Созоновым в их присудственныя места с пристойною церемониею. При погружении с. Креста на Иордане, произведен из ружей троекратной беглой огонь оставшеюся Рижскаго Карабинернаго полку военною командою, и во весь день видимо было повсюду торжество и великаярадость, а в вечеру был весь город иллюминован, в знак подданническаго к ЕЯ ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЕЛИЧЕСТВУ усердия и народнаго удовольствия. И так превознося имя нашея Матери Отечества, чаем мы с сего времени получить в делах скорейшее течение, и в городе лучший распорядок.